Малыш Гавриил Кондратьевич, (1907-1998) - живописец, график.

Малыш Гавриил Кондратьевич (25 марта 1907, Китайгородка, Екатеринославская губерния, Российская империя — 25 октября 1998, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — русский советский художник, живописец, акварелист, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР). Писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Работал в технике акварели, масляной живописи, пастели. Признанный мастер акварели. Ведущее место в творчестве художника занимает лирический пейзаж и декоративный натюрморт. Неустанные поиски Гавриила Малыша в области колорита предопределили обращение к декоративной живописи, к обобщённой цветовой гамме, в которой преобладают излюбленные голубовато-синие, сиренево-вишнёвые и фиолетовые тона, придающие мажорное звучание живописи. Написанные почти всегда по памяти, по представлению, работы Гавриила Малыша отличаются эмоциональной приподнятостью, насыщенностью и чистотой цвета. В 1934 Малыш окончил Одесский художественный институт. Занимался у А. Гауша и Т. Фраермана. С 1935 жил и работал в Ленинграде. С 1954 участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1955 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Работал в технике акварели, масляной живописи, пастели. Признанный мастер аПерсональные выставки произведений художника были показаны в Ленинграде (1975, 1976, 1977, 1985, 1989), Стокгольме (1991), Санкт-Петербурге (1996, 1997). Гавриил Кондратьевич Малыш скончался 25 октября 1998 года в Санкт-Петербурге на девяносто втором году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Финляндии, Швеции, США, Великобритании, Японии, Италии и других странах. 25 июня 2007 года состоялось открытие выставки Гавриила Кондратьевича Малыша «Жизнь. Времена года…», приуроченной к 100-летию со дня рождения художника в Новый выставочный зал Государственного музея городской скульптуры. На юбилейной выставке представлены произведения мастера из коллекции, переданной в дар музею вдовой художника Евгенией Ефимовной Малыш, которая всегда была другом, помощницей, неутомимой пропагандисткой творчества своего мужа. Выставка вместила лишь небольшую часть произведений мастера, из более чем 300 подаренных музею и почти 3000 созданных мастером за долгую и плодотворную жизнь. Художник, родившийся на Украине, с середины 1930-х годов связал свою судьбу и творчество с городом на Неве. Все годы блокады оставался в осажденном Ленинграде, создавая агитационные плакаты и панно. Вскоре после войны Г.Малыш был принят кандидатом в Союз художников, но в 1952 г. его кандидатура была отвергнута за «формализм и безыдейность» творчества. Сейчас трудно представить, что пейзажи, наполненные таким радостным, позитивным настроением, могли вызвать столь резкую критику «чиновников от искусства». Лишь в 1957 г. Г.К.Малыш благодаря своему упорству и любви к творчеству был принят в Союз. Малыш прекрасный живописец, удачны его работы в технике пастели, но более всего он мастер акварели, достигший высочайшего совершенства в этой технике. Его акварели написаны в один прием, на одном дыхании, отличаются поразительной мощью, монументальностью, насыщенностью цвета (“Осенний лес Валдая”.1981). Представленные произведения отражают всю палитру творчества мастера: это наполненные поэзией пейзажи среднерусской полосы Пскова, Валдая, Поволжья, мощные по звучанию горные пейзажи Кавказа, шахтерских поселков с их неотъемлемыми терриконами. Особо следует отметить петербургские пейзажи с их приглушенной серовато-жемчужной гаммой, очарованием набережных рек, каналов, мостов. Натюрморты необычайно декоративны, ярки, мажорны, исполнены маслом, масляной пастелью, но чаще всего акварелью. Свои произведения, как правило, Гавриил Кондратьевич писал по памяти, без подготовительного рисунка. Неизменным был лишь маленький блокнотик, в котором художник делал мастерские наброски четкие, выверенные по композиции, с пометами основной цветовой гаммы. Работы мастера отличаются особой музыкальностью, художник любил музыку, чувствовал ее глубинно. Недаром он говорил, что “живопись и музыка во многом родственны; как композитор слышит музыку, ее ритм, так и художник должен иметь внутренний слух – чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь мыслить цветом”.